Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Заключение
На основе исследования в диссертационной работе проблем благотворительности в сфере социального туризма автором сделаны следующие выводы:
1. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки населения рассмотрены с позиций двух подходов, – широкого и узкого, основу которых составили положения, рекомендуемые Всемирной туристской организацией.
Интеграция признаков, отражающих приоритет общественных ценностей и пропорций между государственным регулированием и рыночной координацией проявляются в узкой трактовке социального туризма преимущественно как дотационного. Узкий подход в понимании социального туризма предназначен для реализации гражданских прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья наиболее социально уязвимых слоев населения. При этом ограничивается цель и состав участников путешествий, набор услуг, включаемых в турпродукт, способы организации его потребления, источники возмещения затрат.
В широком понимании социальный туризм отражает массовый характер потребления туристских услуг, означающий широкий охват путешествиями миллионов людей различного уровня доходов, социальной и профессиональной принадлежности, возраста и т.п. Социальный характер туризма имеет множественное проявление через социальную политику и поддержку государства, выполняемые гуманитарные и культурно-воспитательные функции и т.п.
В диссертации рассмотрены три основные модели организации социального туризма: страховая, накопительная и распределительная, дается характеристика их преимуществ и недостатков применительно к различным национальным особенностям. На основе обобщения признаков, принципов, организационно-финансовых подходов к функционированию различных моделей социального туризма, в диссертации обоснован вывод о том, что критерии доступности услуг туризма существенно различаются вследствие особенностей, определяющих уровень и качество жизни, структуры доходов и расходов граждан отдельных государств, степени социально-экономической дифференциации населения, различий в показателях среднедушевых денежных доходов, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.п. Кроме того, существуют различия в уровне и источниках доходов, семейном положении, профессиональной принадлежности, образовании и т.п., предопределяющие специфические потребности в социальной поддержке и защите.
Поскольку страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения, то представляется целесообразным конкретизировать понятия массовой доступности и доступности минимального социального стандарта.
По нашему мнению, массовая доступность услуг туризма, – это совокупность экономических, организационных, правовых и иных условий, позволяющих путешествовать преобладающей части населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. Социальные аспекты туризма в этом случае реализуются посредством удовлетворения дифференцированных групповых и индивидуальных потребительских запросов по уровню не ниже базового стандарта доступности социального тура, который отражает фиксированную цену компонентов набора социальных услуг, предоставляемых населению. Базовый стандарт доступности социального тура может быть реализован для граждан со среднедушевыми доходами не ниже прожиточного минимума как с помощью страховой, так и накопительной модели организации социального туризма.
В диссертации обосновано, что доступность минимального социального стандарта ориентирована на весьма ограниченные возможности малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного минимума, что не позволяет им самим оплачивать туристские услуги. Для этой категории граждан услуги туризма или санаторно-курортного лечения должны предоставляться на безвозмездной основе или в виде вспомоществования. При этом доступность минимального социального стандарта должна достигаться посредством более низких сезонных цен на туристские услуги.
Реализация доступности минимального социального стандарта, по нашему мнению, целесообразна по распределительной модели социального туризма, когда в смешанном финансировании задействованы федеральные, муниципальные бюджеты, средства благотворительных, общественных и других организаций.
Восполнение провалов как рынка, так и государства решают посредством некоммерческого сектора, объединяющего негосударственные, неправительственные, независимые, неприбыльные, благотворительные организации, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем общества.
Представляется, что эффективность функционирования благотворительной организации следует рассматривать с учетом интересов конкретной группы потребителей, которым таким образом становятся доступными услуги социальной защиты и помощи. В субъектах Российской Федерации действуют законы и правовые акты, направленные на налоговое стимулирование участников благотворительной деятельности, путем предоставления различных льгот. Вместе с тем, создание благоприятного налогового климата для благотворительных организаций в России целесообразно связывать, как это делается в развитых странах, с предоставлением им особого регионального статуса, подтверждаемого сертификацией.
В диссертации обосновано положение о том, что совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум направлениям:
– целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям;
– предусмотреть в законодательстве субъектов РФ уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога на физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные доходы (прибыль) на суммы, перечисленные на благотворительные цели.
Вместе с тем, следует расширять неналоговые формы поддержки благотворительной деятельности посредством льгот по аренде помещений, оплате услуг связи, коммунальных услуг и т.п.
Представляется необходимой пропаганда более активного образа жизни, филантропических идей с тем, чтобы члены общества стремились внести свой вклад в решение наиболее насущных острых проблем, добровольно принимали участие в общественных делах и работах.
2. Проведенный в диссертации анализ позволил выявить сложную адаптационную ситуацию населения к рыночным условиям, которая проявилась в ухудшении качества жизни при одновременном росте числа потенциальных получателей социальной помощи:
- ослабление социальных функций государства привело к усилению дифференциации населения, вследствие чего стабильно высокой остается доля групп населения с наименьшими доходами в распределении общего объема денежных доходов;
- как свидетельствуют данные официальной статистики по состоянию на 2002 г. более 45% домашних хозяйств являются малообеспеченными, в т.ч. 8,5% о – крайне бедными; особые материальные трудности испытывают домашние хозяйства с 2 и более детьми;
- каждое третье домашнее хозяйство получало дотации и льготы, в структуре которых преобладала оплата жилья, коммунальных услуг, транспортных расходов, медицинского обслуживания и питания, т.е. социальная поддержка первичных жизненных потребностей;
- на оплату отдыха, как возможности восстановления здоровья, приобщения к культурно-историческим и природным ценностям получали льготы и дотации 0,8% от общего количества домохозяйств и 1,5% домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет, причем в региональном разрезе наблюдались резкие различия в предоставлении таких видов социальной помощи.
В диссертации выполнен анализ основных контингентов получателей социальной помощи в зависимости от важнейших факторов, в т.ч. уровня доходов, состояния здоровья, возраста, семейного положения и т.п.
Необходимость социальной поддержки государством развития туристского и санаторно-курортного обслуживания обоснована в ходе анализа структуры потребительских расходов и страноведческими сопоставлениями, свидетельствующими о значительном отставании России от других стран. Материальные трудности, которые сдерживают рост потребления услуг организованного отдыха, обусловливают необходимость социальной поддержки отдельных категорий населения, в т.ч. пенсионеров, инвалидов (взрослых и детей), детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и т.п.
Важная задача вмешательства государства в социальную сферу – предотвращение и снятие объективно возникающего в циклически развивающейся смешанной рыночной экономике социального напряжения, в чем существенную помощь оказывает третий сектор, заполняющий собой наиболее труднодостижимые ниши. В диссертации раскрыты возможности реализации государственной социальной политики посредством целевых комплексных социальных программ, а также дан анализ выполнения федеральных целевых программ по вопросам социальной защиты отдельных категорий населения.
Представляется, что на современном этапе социальных реформ и монетизации льгот населению, значительное место в социальной поддержке малообеспеченных слоев населения должны занять некоммерческие, в т.ч. благотворительные, организации. Скоординированная деятельность государственных, муниципальных и независимых некоммерческих организаций в совместной разработке и реализации социальных программ позволяет использовать нестандартные подходы к решению сложных социальных проблем, аккумулировать распыленные ресурсы и находить эффективные варианты их решения.
В диссертации обоснована необходимость возрождения и активная пропаганда идей филантропии, привлечение к благотворительности широких общественных и частных сил, что создает предпосылки для более эффективного решения социальных проблем и ослабления давления бремени социальных расходов на государственный бюджет России.
3. В диссертации обобщены результаты исследования организации социальной защиты населения на муниципальном уровне на примере г. Москвы, где действует трехуровневая система, включающая федеральный (базовый), городской и районный уровни.
Правительством Москвы ежегодно реализуется комплексная целевая программа мер социальной защиты жителей, в которой задействованы все департаменты и комитеты города.
Для того, чтобы повысить качество социальной помощи и услуг, обеспечить снижение затрат на их предоставление, отбор организаций, участвующих в оказании услуг, проводится на конкурсной (тендерной) основе.
В диссертации анализируются положительные и отрицательные стороны сложившейся практики проведения конкурсов по размещению заказов на поставку путевок для инвалидов, детей-инвалидов на санаторное лечение, для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, молодежи на период школьных каникул и т.п. В результате обоснован вывод о том, что жесткая регламентация процесса формирования предложения услуг социального туризма способствует экономии имеющихся ресурсов и расширяет их доступность малообеспеченным слоям населения. Но при этом не учитываются предпочтения потребителей, что ограничивает их права и свободу. Целесообразно постепенно внедрять элементы маркетинга по отношению к социальным услугам по организации досуга, культурно-просветительским, спортивным и другим услугам.
На материалах некоммерческой организации Благотворительный Фонд реализации программ социальной поддержки населения «Путь добра и милосердия» проанализированы возможности повышения доступности услуг социального туризма малообеспеченным слоям населения.
Деятельность Фонда осуществляется, во-первых, путем участия в конкурсах различных департаментов и комитетов г. Москвы и Московской области, во-вторых, посредством разработки и реализации своих социальных программ. В соответствии с этими направлениями в диссертации исследованы особенности формирования социальных программ, их финансирования, оценки эффективности, а также намечены рекомендации по совершенствованию их разработки и реализации.
4. Представляется, что современные социальные технологии, направленные на преодоление социального неравенства и социальной несправедливости, должны включать методические подходы к анализу социально-экономических ситуаций и решению социальных проблем, а также разработку комплекса мер по их практической реализации. Поскольку преобладающая часть социально значимых благ – это блага совместного потребления с избирательностью, альтернативностью использования, то возникает необходимость применения социально-экономических критериев отбора, которые позволяют адекватно оценить сложившуюся ситуацию, соразмерить социальные затраты и социальные выгоды.
Потребность в организованном туризме не входит в круг первых жизненных потребностей, поэтому, как обосновано в диссертации, социальная помощь на эти цели должна предоставляться на заявительной основе семьям, в которых среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума. Целесообразны два варианта социальной помощи:
- во-первых, в виде денежных выплат на возмещение транспортных, экскурсионных расходов и т.п.;
- во-вторых, «натуральный» – предоставление туров группам или отдельным потребителям.
Отбор нуждающихся в санаторно-курортных услугах должен учитывать преимущественно медицинские показания, тогда как собственно туристские услуги должны предоставляться с учетом возрастных особенностей, в частности приоритет должен закрепляться за семьями с несовершеннолетними детьми.
Представляется, что заявительный принцип предоставления социальной помощи в виде услуг социального туризма должен быть основным, т. к. отбор нуждающихся приобретает адресный характер, эффективно используются имеющиеся ресурсы, расширяется доступность услуг, более полно реализуются государственные минимальные социальные стандарты.