Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Выводы
Интерпретация результатов позволила выявить систему социальных установок, присущих представителям различных поколений.
Представители практически всех поколений идеализируют образ себя в старости. Отмечено несоответствие, а иногда и ортогональность ролевых установок «Я, когда буду старым» и «старшее поколение». Следовательно, подтвердилась вторая гипотеза о нетождественности образа себя в старости и образа пожилых людей, какие они в настоящий момент. Первая причина, скорее всего, связана с отрицательным образом пожилого человека, сложившемся в обществе, что продемонстрировало наше исследование. В большинстве возрастных групп старшее поколение описывается как беспомощное, стремящееся к доминированию (которое распространяется, в основном, на близких), ригидное, невостребованное в обществе, далёкое от образа «идеальное Я». Возникает страх подобного отношения к себе.
Другой причиной идеализации образа своей старости может быть включение механизма психологической защиты, которая помогает сделать более оптимистичный прогноз на будущее.
Однако у мужчин аспект неприятия пожилого человека как отражения себя в старости менее выражен. В частности, у возрастной группы 55-75 лет «Я в старости» коррелирует с образом «старшее поколение», в семантическом пространстве эти репертуары имеют сходные позиции. Таким образом, мужчины принимают факт своего старения с объективным восприятием тех последствий, которые несёт за собой вступление в период поздней зрелости. Очевидно, что женщины воспринимают перспективу скорого старения очень болезненно. Исследование показало, что женщины не желают видеть себя старыми. «Актуальное Я» больше коррелирует с молодым поколением, а также с образом себя в старости, следовательно, по достижении старости женщины не желают терять позиций, занимаемых ими молодыми.
При интерпретации результатов одной из задач было обозначить фактор определённым конструктом, который бы мог вобрать в себя смысловую нагрузку выраженных в компоненте шкал. Во многих выделенных компонентах, наряду со смыслообразующими, присутствовали и характеристики типа «не воспринимает критику», «не стремится понять», «не говорит приятное» и т.п., что воспринималось как проявления недружелюбия, иногда агрессии. Подобное агрессивное поведение может являться реакцией на негативные оценки окружающих по отношению к лицам пожилого возраста. Пожилые интериоризируют отрицательное отношение к себе, а агрессия выступает как защитный механизм. Следует отметить, что с увеличением степени приближенности респондентов к периоду поздней зрелости, оценки старости явно смягчались, в основном посредством противопоставления молодого поколения бунтовщиков старшему. Таким образом, подтверждена четвёртая гипотеза.
Выявлена также тенденция восприятия пожилых как невостребованных работников, что особенно заметно на мужской выборке. Это объясняется традиционно большей включённостью мужчин в сферу добывания материальных средств. Именно для мужчин потеря работы часто является причиной потери смысла жизни, понижения самооценки себя как мужчины. Женщины исследуемого возраста (45-75 лет) воспитаны в то время, когда мужчина был основным добытчиком в семье, поэтому женщины не указывали чётко на сферу занятости.
Следует отметить, что существенная часть установок субъекта к лицам позднего возраста формируется в процессе его взаимодействия с близким пожилым окружением. Далее сформированный тип отношения переносится на старшее поколение в целом.
Таким образом, с помощью решения поставленных в программе исследования задач, цель исследования – выявление и анализ социальных установок к лицам старческого и пожилого возраста – достигнута.