Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Введение
Мировая психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старом возрасте лишь в последней трети XX в. [6]. Неразработанность вопросов геронтопсихологии стала серьезным препятствием для создания целесообразной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей жизни субъекта, для построения психологии развития как самостоятельной дисциплины. Следует отметить, что психологами детально разработаны, исследованы периоды детства и юношества. При изучении зрелого человека акцент делается, как правило, на профессиональную сферу деятельности. Период поздней взрослости, старости исследован очень слабо. Не существует достаточно достоверных данных об особенностях мотивационной, эмоциональной сферы, самооценке и других составляющих личности пожилого человека.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов психологической работы с пожилыми людьми.
Решением симпозиума по классификации и номенклатуре периодов старости и старения от 1962 г. принято в качестве рабочего следующее деление лиц позднего возраста [11,39]:
1) пожилой (предстарческий) возраст – 61-74 г. для мужчин и 56- 74 г. для женщин;
2) старческий возраст – 75-89 л.;
3) долгожители – 90 л. и старше.
Объект
данного дипломного проекта – категориальная структура обыденного сознания представителей различных поколений.
Предмет
– социальные установки по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия
Целью
настоящей работы является выявление социальных установок общества по отношению к лицам пожилого и старческого возраста. Достижение цели предполагается посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть исследования социальной установки в психологической и социально-психологической литературе;
2) проанализировать современные научные разработки по проблеме социальных установок к лицам пожилого и старческого возраста;
4) провести исследование социальных установок к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия и проанализировать его результаты;
5) интерпретировать полученные результаты.
Гипотезы
:
1) Социальные установки по отношению к лицам пожилого возраста чаще носят негативный характер.
2) Социальные установки общества детерменируют самооценку пожилых.
3) Большинство аттитюдов в отношении лиц пожилого и старческого возраста касается их включённости в социальную реальность.
4) Социальные представления субъекта о старости трансформируются при переходе его самого в период поздней взрослости.
Данный дипломный проект имеет своей целью изучение социальных установок, включающихся при восприятии лиц пожилого и старческого возраста. Полученные результаты позволят проследить тенденции изменения аттитюдов по мере перехода в следующую возрастную группу, на основе которых антиципировать развитие этих установок. На основе результатов возможно построение современной концепции психологического консультирования, которая позволит минимизировать травматические последствия перехода в период поздней взрослости, разработать рекомендации по оптимизации семейных и профессиональных взаимоотношений, а также выявить конкретные детерминанты конфликтов между лицами, принадлежащими к различным поколениям.
В качестве методологической основы
выступает теория социальных представлений (С. Московичи, Д. Жоделе), концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности В.А. Ядова, теория личностных конструктов Дж. Келли, методика «интерперсональной диагностики» Т. Лири, психосемантический метод, статистические методы.
- Социальные представления как основа образования социальной установки
- Исследования проблемы установки в общей и социальной психологии
- Структура и функции социальной установки
- Социально-психологические исследования социальных установок общества к лицам пожилого и старческого возраста
- Понятие межпоколенного взаимодействия в работах различных специалистов