Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Введение
В сложной социально-экономической ситуации, когда обостряются социальные проблемы – увеличивается число людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи. С усложнением и ростом проблем возрастает потребность в профессиональной социальной работе, в специалистах, которые способны если не разрешить их совсем, то свести к приемлемому уровню. Потребность в специалистах социальной работы делает актуальными вопросы их воспитания, требования к их способностям и личностным характеристикам. Деятельность с высокой степенью моральной ответственности, которой и является социальная работа, накладывает специфические требования к личности, к её ценностям и способностям. Исследование характеристик личности, требуемых для эффективного исполнения профессиональной деятельности актуально для любой профессии. Специфика социальной работы определяет предметом изучения взаимодействие личности специалиста с клиентом, его психологические свойства. Таким образом, тема внутренней культуры личности и её коммуникативной культуры, проявляющейся в общении с клиентом, актуальна. В литературе вопросы о культуре личности представлены двояким образом: с одной стороны – авторы считают это явление чем-то очевидным и рассматривают лишь определенные личностные характеристики, с другой – указание на неопределенность и широту этого явления, его целостность. Соответственно трудно выделить работы, посвященные именно культуре личности, а не её проявлениям, используются множества синонимов как «нравственная культура личности», «уровень духовно-нравственного развития» и «духовность». В статье О.П. Старшиновой[1] дается самое полное освещение многообразия понимания этого вопроса. Нужно отметить неоднозначность в понимании определения понятия «культура», этот подробно освещено в работе А.П. Садохина[2], где он рассматривает множество определений культуры и выделяет её сущностные характеристики.
Определения таких понятий как «общение» и «коммуникация» представлены в пёстром многообразии в различных словарях и энциклопедиях, как правило, с существенными отличиями. Некоторый синтез этих вопросов представлен в работах Г.М. Андреевой[3], В.В. Горанчука[4] и В.А. Горяниной[5].
Понятие коммуникативной культуры личности в словарях и энциклопедиях не определяется, в работе В.П. Сморчковой[6] представлен анализ этого явления и выявлены сущностные характеристики, структура и интегративная модель такой культуры. Вопросы требований к личности социального работника и его коммуникативным навыкам в литературе достаточно широко представлены. Работа Л.Е. Анальиной[7] рассматривает профессиональную культуру социального работника. Статья В.Н. Антошкина[8] посвящена коммуникации в социальной работе и управленческой практике. Вопросы культуры общения в практике социальной работы представлены в работе Т.В. Демидовой[9]. О коммуникации и консультировании в социальной работе – в статье О.И. Дегтяревой[10]. В статье Л.А. Кайгородовой[11] рассмотрены психологические аспекты имиджа социального работника, его духовность. В статье П.А. Киршина[12] отражены требования к социальным работникам. Вопросы речевой коммуникации рассмотрены в статье С.Н. Курбаковой.[13] Общение как часть технологии социальной работы представлено в статье Е.С. Сахарчука[14]. Цель работы – показать роль внутренней культуры личности социального работника и коммуникации в практике социальной работы. Соответственно задачи работы:
· описать внутреннюю культуру личность, её определение и роль в социальной работе;
· описать коммуникацию и общение, показать её роль в социальной работе.