Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Введение
Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.
За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты – старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире.
Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи – это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.
Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования.
Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего – проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.
Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.
Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности.
Руководителями и старшими следопытами МДОО «Егорьевский следопыт» в период с февраля 2005 года по март 2006 года было проведено исследование на тему «Роль скаутского движения в социализации личности».
Цель
исследования – определить, влияет ли участие в скаутском движении на социализацию личности подростков.
Цель была сформулирована исходя из той гипотезы
, что участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», работающей по скаутскому методу, формирует у детей способности к саморазвитию и самоопределению, помогая тем самым социальному становлению их личности.
Объектом
исследования стала деятельность Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», а предметом
– влияние Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» на социализацию подростков, являющихся членами организации.
Основой исследовательской работы стало проведение анкетного опроса по специально составленной анкете. С целью проверки этой гипотезы в общую анкету были включены вопросы об опыте социального служения. Ответы подтвердили нашу гипотезу. Незначительное число подростков в неспециализированной выборке подтвердили наличие такого опыта. Поэтому исследование в больше степени было направлено на анализ личностных установок подростков в связи с их возможным участием в социальном служении. Также в исследовании учитывались свободные интервью и групповые обсуждения, проведенные с респондентами.
Само понятия «социального служения», как следует из устных опросов и обсуждений, не является для подростков очевидным, поэтому в анкете мы прямо не говорим об участии в «социальном служении», а раскрываем это понятие через известные им формы общественной активности.
В то же время задача активного включения населения в реализацию целей социальной политики государства и общества является одной из наиболее актуальных в социально ориентированном государстве. Особую значимость такая деятельность приобретает для молодых людей, поскольку способствует раскрытию их личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития. Зарубежный опыт и прошлый отечественный подтверждают важность активного участия населения в различных видах социального служения – добровольческой, благотворительной, миротворческой, правозащитной и гуманитарной деятельности. В связи с проходящими в современном обществе социальными процессами ценность активного гражданского участия в жизни общества заметно снизилась.
Готовность к участию в жизни других людей, оказание им социальной помощи и поддержки, солидарность и сотрудничество с теми, кто находится в затруднительной ситуации социализации по независящим или мало зависящим от них причинам – важная, базовая ценность личностного развития человека. Одним из условий реализации потребности в личностном взаимодействии и поддержке является организация социального служения. Для нас было важно определиться в том, что такая организация не будет строиться на «пустом месте», что она сможет опираться на личностные установки молодых людей.
Задачи исследования
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме.
2. Изучение деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт».
3. Подбор методик для изучения данного вопроса.
4. Исследования интереса подростков к различным формам социального служения
5. Анализ реального опыта участия молодых людей в социальном служении
6. Анализ личностных мотивов молодых людей в связи с оценкой их готовности к участию в социальном служении
7. Сравнительный анализ способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах.
8. Практическая значимость исследования и возможность использования результатов в работе других организаций.