Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Заключение
Потребность общества в специалистах социальной работы делает актуальным исследование организации их личности – её внутренней культуры и коммуникативной.
Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.
Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс – свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояниям.
Понятие коммуникации и общения не имеет единого и четкого определения, одно из актуальных определений говорит, что коммуникация – это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. Существует множество типологий коммуникаций, но базовую образуют вербальная и невербальная коммуникация. Под вербальной коммуникацией понимается осознанное речевое взаимодействие, способность слышать, слушать и передавать информацию собеседнику. Под невербальной коммуникацией понимается знаковая система общения, функционирующая с минимальным участием сознания, бессознательно, отражающая внутренне состояние участника коммуникации.
Общение первично в социальной сфере, такое положение обусловлено естественной потребностью человека в сотрудничестве с другими людьми, потребности в эмоциональном контакте и помощи. Социальная работа постоянно функционирует в процессе общения, выполнение её задач не представляется возможным без коммуникации между социальным работником и клиентом. Социальный характер этой профессии требует от специалиста обладания сущностными чертами коммуникативной культуры, которые выражаются в стремлении к постоянному самосовершенствованию, совершенствовании своих коммуникативных навыков, самовоспитании личности, стремлении к духовному совершенствованию, опору на нравственные и этические профессиональные ценности.
[1] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.
[2] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М., 2004.
[3] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2006.
[4] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003.
[5] Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
[6] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 65-71.
[7] Анальина Л.Е. Профессиональная культура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами в социальных службах. –Томск: Курсив, 2003. С. 204-207.
[8] Антошкин В.Н. Коммуникативная и управленческая практика в социальной работе // «Отечественный журнал социальной работы» № 1, 2003. С. 29–34.
[9] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 120-132.
[10] Дегтярева О.И. Консультирование как одна из форм социального обслуживания клиентов // «Социальное обслуживание» № 6, 2009. С. 6–19.
[11] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. – С. 35–39.
[12] Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110–115.
[13] Курбакова С.Н. Речевая коммуникация как знаковая активность сотрудничающих личностей // «Ученые записки РГСУ» № 3, 2006. С. 152–155.
[14] Сахарчук Е.С. Искусство общения как составная часть технологии культурного обслуживания в социальной сфере // «Отечественный журнал социальной работы» № 3, 2003. С. 34–38.
[15] Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М., 2004. С. 19
[16] Там же. С. 22.
[17] Там же.
[18] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998. – С. 36.
[19] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.
[20] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.
[21] Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке [Электронный ресурс] // История отечественной психологии. 2006. URL: http://psyche.ru/.
[22] Там же.
[23] Профессиограмма [Электронный ресурс] // Управление персоналом: словарь-справочник. – URL: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm.
[24] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998.
[25] Киршин П.А. Требования к социальным работникам // «Работник социальной службы» № 3, 2007. С. 110.
[26] Там же. С. 112.
[27] Кайгородова Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника. – Новочеркасск: Ростов н/Д, 1998.
[28] Этика социальной работы: принципы и стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-портал FSU Knowledge Management. – URL: http:// old.hokma.ru/db/mc/social%20work/social_work041.doc.
[29] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 6-7.
[30] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006. С. 113.
[31] Терещенко О.В. Коммуникация социальная [Электронный ресурс] // «Энциклопедия социологии» - Яндекс.Словари.
[32] Коммуникация [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия - Яндекс.Словари.
[33] Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2006. С. 114.
[34] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 91.
[35] Бабаийцев А.Ю. Коммуникация [Электронный ресурс] // «Энциклопедия постмодернизма» - Яндекс.Словари.
[36] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 15.
[37] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 19-20.
[38] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 14.
[39] Там же. С. 18.
[40] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 62.
[41] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 63.
[42] Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003. С. 63.
[43] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 20.
[44] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 65.
[45] Там же. С. 66.
[46] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 67.
[47] Там же. С. 33.
[48] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 53.
[49] Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. С. 56.
[50] Там же.
[51] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 122.
[52] Анальина Л.Е. Профессиональная культура и преодоление речевой агрессии во взаимоотношениях с клиентами в социальных службах. – Томск, 2003. С 206.
[53] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 121
[54] Там же.
[55] Там же. С. 125.
[56] Демидова Т.Е. Культура общения работников социальных служб как важнейшая предпосылка успеха в их профессиональной деятельности. – М., 1999. С. 126.
[57] Там же. С. 128.
[58] Сморчкова В.П. Интегративная модель развития коммуникативной культуры социального педагога // «Ученые записки МГСУ» № 6, 2003. С. 71.